«В мире слов разнообразных...»
I этап
05.04.2010 – 11.04.2010
«Слова-двойники»
« Слово, оно что яблочко: с одного-то боку
зелёное, так с другого румяное, ты умей его,
девица, повёртывать…» Русская былина.
Уважаемые участники! Первый этап нашего проекта мы посвящаем лексическим явлениям полисемии (многозначности слов) и омонимии.
Помня о том, что эти явления часто смешиваются, предлагаем вам научиться различать омонимы и значения многозначных слов, а также употреблять многозначные слова во всём разнообразии их значений. Это не только придаст живость и выразительность вашей речи, но и поможет в будущем избежать множества речевых ошибок.
Задание 1. Как известно, в русском языке преобладают многозначные слова. Чтобы убедиться в многозначности слов, не обязательно заглядывать в толковый словарь. Достаточно употребить их в контексте (законченном по смыслу отрезке речи).
Ниже вам предложены слова вне предложений и словосочетаний. Покажите с помощью контекста, какие значения они могут иметь.
Дом, кошка, ручка, дисциплина, побег, порода, среда.
Задание 2. От многозначных слов нужно отличать омонимы – слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Помня о лексическом явлении омонимии , постарайтесь ответить на следующие вопросы:
1. Какую строчку не может прочитать ни один учёный?
2. Какой бор никогда не имеет листвы?
3. Может ли диван продаваться в книжном магазине?
4. Всякий ли барабан – музыкальный инструмент?
5. Может ли коромысло летать?
Задание 3. Написать лингвистическую сказку об омонимах, сопроводив её иллюстрацией.
Критерии оценивания:
1 задание. Указание всех значений, имеющихся у слова – 2 балла, максимум – 14 баллов.
2 задание. Верный ответ на вопрос – 1 балл, максимум – 5 баллов.
3 задание.
Творческая работа: - соответствие теме – 1 балл;
- отсутствие речевых, грамматических ошибок – 1 балл (1 речевая
и/или 1 грамматическая – 0,5 балла);
- оригинальность – 1 балл;
- композиционная стройность – 1 балл;
- соответствие жанру – 1 балл;
- художественная выразительность – 1 балл;
- грамотность – 1 балл (1 орфографическая ошибка и /или 1-2
пунктуационных – 0,5 балла).
Максимум – 7 баллов.
Иллюстрация: - соответствие теме – 1 балл;
- качество выполнения – до 2 баллов.
Техника – любая.
Максимум – 3 балла.
4.Эстетика оформления: - цветность (фона и/или шрифта)– 0,5 балла;
-единый стиль (гармоничное сочетание фона с графическими
элементами, шрифтом, изображениями) – до 1,5 баллов.
Максимум – 2 балла.
Максимальное количество баллов за 1 этап – 33.
Технические требования к пересылаемым работам:
1. Выполненные задания высылаются по электронному адресу: gimnazia 159@mail .ru
2. Тема письма: В мире слов.
3. Работы оформляются в виде текстовых документов (расширения txt, doc), графических файлов (расширения gif, jpg), презентаций (Power Point).
4. Вашей команде присвоен идентификационный номер (см.таблицу регистрации). В название файла вашей команды должен быть записан ваш идентификационный номер и номер этапа. Например, ваш идентификационный номер 23, название файла будет следующим на первом этапе: 23_1.
5. Объем пересылаемых файлов не должен превышать 800 Кб.
Желаем удачи!