«В МИРЕ СЛОВ РАЗНООБРАЗНЫХ...»
II этап
12.04.2010 – 18.04.2010
«Пестрое семейство синонимов»
Трудно не согласиться с великим критиком: синонимическое богатство русского языка поистине неисчерпаемо. Но, к сожалению, чем больше в языке близких по значению слов, тем труднее в каждом конкретном случае выбрать то единственное, самое точное, которое в контексте будет наилучшим. Целенаправленному, внимательному отбору синонимов мы и предлагаем вам поучиться на втором этапе нашего проекта.
Задание 1. Синонимы – слова, близкие или тождественные по значению, отличающиеся друг от друга смысловыми оттенками или стилистической окраской.
Между тем синонимов, абсолютно совпадающих в значении, в русском языке немного. Обычно между синонимами есть незначительные, часто очень тонкие смысловые различия.
Прочитайте приведённые ниже предложения и ответьте на вопрос: что общего в значении слов-синонимов в данных предложениях и какие особые оттенки в значении имеет каждое из них?
- Пастух сторожит, а волк стережёт. - Не пускай козла огород караулить.
- Изменник и трус – одного поля ягоды. – Предателя и ворон не клюёт.
- Тренер наблюдает за выполнением упражнений. – Учитель следит за работой учащихся.
.
Задание 2. Умение найти самый точный, ёмкий и уместный синоним очень важно для человека, овладевающего культурой письменного общения. Для выработки этого умения предлагаем вам следующее задание.
Подберите к предложенным словам синонимы, состоящие из такого же количества букв, расположите их в виде лесенки: лес, горе, мороз, хотеть, темнота, крепость, сообщение, озорничать, иностранный, аплодировать.
Задание 3. Напишите лингвистическую миниатюру (10-15 предложений) о контекстуальных синонимах.
Критерии оценивания:
1 задание. Верное истолкование значений синонимов в каждой паре предложений – 2
балла, максимум – 6 баллов..
Задание 2. Верно подобранный синоним – 1 балл, максимум – 10 баллов.
Задание 3.
Творческая работа: - соответствие теме – 1 балл;
- отсутствие речевых, грамматических ошибок – 1 балл (1 речевая
и/или 1 грамматическая – 0,5 балла);
- оригинальность – 1 балл;
- композиционная стройность – 1 балл;
- соответствие жанру – 1 балл;
- художественная выразительность – 1 балл;
- грамотность – 1 балл (1 орфографическая ошибка и /или 1-2
пунктуационных – 0,5 балла).
Максимум – 7 баллов.
4.Эстетика оформления:- цветность (фона и/или шрифта)– 0,5 балла;
-единый стиль (гармоничное сочетание фона с графическими
элементами, шрифтом, изображениями) – до 1,5 баллов.
Максимум – 2 балла.
Максимальное количество баллов за 2 этап – 25.
Технические требования к пересылаемым работам:
- Выполненные задания высылаются по электронному адресу: gimnazia159@mail.ru
- Тема письма: В мире слов.
- Работы оформляются в виде текстовых документов (расширения txt, doc), графических файлов (расширения gif, jpg), презентаций (Power Point).
- Вашей команде присвоен идентификационный номер (см.таблицу регистрации). В название файла вашей команды должен быть записан ваш идентификационный номер и номер этапа. Например, ваш идентификационный номер 23, название файла будет следующим на втором этапе: 23_2.
- Объем пересылаемых файлов не должен превышать 800 Кб.
Желаем удачи!