«В  МИРЕ СЛОВ РАЗНООБРАЗНЫХ...»

II этап

12.04.2010 – 18.04.2010

«Пестрое семейство синонимов»

Трудно  не  согласиться  с  великим  критиком: синонимическое  богатство  русского  языка  поистине  неисчерпаемо. Но, к  сожалению, чем  больше  в  языке  близких  по  значению  слов, тем  труднее  в каждом  конкретном  случае  выбрать  то  единственное, самое  точное, которое  в  контексте  будет  наилучшим. Целенаправленному, внимательному  отбору  синонимов  мы  и  предлагаем  вам  поучиться  на   втором  этапе  нашего  проекта.

 

Задание 1. Синонимы – слова, близкие или  тождественные  по  значению, отличающиеся  друг  от   друга  смысловыми  оттенками  или   стилистической   окраской.

Между  тем  синонимов,  абсолютно  совпадающих  в  значении, в русском  языке  немного. Обычно  между  синонимами  есть  незначительные, часто  очень  тонкие  смысловые  различия.

 Прочитайте  приведённые  ниже  предложения и  ответьте  на  вопрос: что  общего  в  значении  слов-синонимов  в  данных  предложениях  и  какие  особые  оттенки  в  значении  имеет  каждое  из  них?

  1. Пастух  сторожит, а  волк  стережёт. - Не  пускай  козла  огород  караулить.
  2. Изменник  и трус – одного  поля  ягоды. – Предателя  и  ворон  не  клюёт.
  3. Тренер  наблюдает  за  выполнением упражнений. – Учитель следит  за  работой  учащихся.

.

Задание 2. Умение  найти  самый  точный, ёмкий  и уместный  синоним очень  важно для  человека, овладевающего культурой письменного  общения.  Для  выработки  этого  умения  предлагаем   вам  следующее  задание.

  Подберите  к  предложенным  словам  синонимы, состоящие  из  такого  же  количества  букв, расположите  их  в  виде  лесенки: лес, горе, мороз, хотеть, темнота, крепость, сообщение, озорничать, иностранный, аплодировать.

Задание 3. Напишите  лингвистическую  миниатюру (10-15 предложений)  о  контекстуальных   синонимах. 

 

                                                     Критерии  оценивания:

1 задание. Верное  истолкование  значений  синонимов  в  каждой  паре  предложений – 2 

балла, максимум – 6  баллов..

Задание 2. Верно  подобранный  синоним – 1  балл, максимум – 10  баллов.

Задание 3. 

Творческая  работа:  - соответствие  теме – 1 балл;

                                      - отсутствие  речевых, грамматических  ошибок – 1 балл (1 речевая

                                         и/или 1 грамматическая – 0,5 балла);

                                      - оригинальность – 1 балл;

                                      - композиционная  стройность – 1 балл;

                                      - соответствие  жанру – 1 балл;

                                      - художественная  выразительность – 1 балл;

                                      - грамотность – 1 балл (1 орфографическая  ошибка и /или 1-2

                                         пунктуационных – 0,5 балла).

                                         Максимум – 7  баллов.

4.Эстетика  оформления:- цветность (фона и/или шрифта)– 0,5 балла;

                                              -единый стиль (гармоничное сочетание  фона  с  графическими

                                              элементами, шрифтом, изображениями) – до 1,5 баллов.

                                              Максимум – 2  балла.

 Максимальное  количество  баллов  за  2  этап – 25.

 Технические требования к пересылаемым работам:

  1. Выполненные задания высылаются по электронному адресу: gimnazia159@mail.ru
  2. Тема письма: В мире слов.
  3. Работы оформляются в виде текстовых документов (расширения txt, doc), графических файлов (расширения gif, jpg), презентаций (Power Point).
  4. Вашей команде присвоен идентификационный номер (см.таблицу регистрации). В название файла вашей команды должен быть записан ваш идентификационный номер и номер этапа. Например, ваш идентификационный номер 23, название файла будет следующим на втором этапе: 23_2.
  5. Объем пересылаемых файлов не должен превышать 800 Кб.

Желаем удачи!

файл для скачивания

Создать бесплатный сайт с uCoz